marena99 (marena99) wrote,
marena99
marena99

Category:

Чайковский и его стремление к возвышенному

Молодой студент, познакомившись с мэтром Петром Ильичом Чайковским, обронил замечание, что композиторы должны писать музыку, только если их посетит вдохновение.
Чайковский в ответ «сделал нетерпеливый жест и сказал с досадой: „Ах, молодой человек, не говорите пошлости! Ждать вдохновения нельзя“».
Об этом эпизоде написано в книге профессора музыковедения Дэвида Брауна «Вспоминая о Чайковском». 

«Что нужно для творчества? Только работать и работать. Вдохновение рождается только во время работы. Каждое утро я сажусь и пишу музыку. Если у меня ничего не выйдет сегодня, завтра снова сяду за то же произведение. Таким образом, я пишу день, два, десять дней не отчаиваясь. Если ничего не выходит за десять дней, на одиннадцатый день вижу, что-то начинает получаться».

Вдохновение — одна из величайших загадок. Слово происходит из греческого и латинского языков и буквально означает вдыхание воздуха или духа. Конечно, Чайковский не говорил о воздухе, когда описывал творческий процесс. Он описывал проникновение духа в его разум и сердце. Как объяснил Чайковский студенту, обычно вдохновение приходило после долгого труда. Иногда оно приходило неожиданно, иногда непрошеным гостем, доводившим его до безумия. Такую одержимость испытывал Гендель, когда сочинял свою «Мессию», и Бетховен, вдохновлённый своей «Торжественной мессой».

Впервые вдохновение пришло к Чайковскому, когда он был очень маленький. Браун пишет, что гувернантка Чайковского, Фанни Дюрбах, рассказала, как однажды ночью обнаружила его в детской с сияющими глазами. Когда его спросили, что произошло, он ответил: «О, музыка!» Но в тот момент не звучала музыка.

«Оставьте меня! Она здесь, здесь, — кричал мальчик плача и указывая на свою голову. — Она не даёт мне покоя!»

Вдохновение помогло Чайковскому создать прекрасные и возвышенные музыкальные произведения. Наверняка вдохновение — это гораздо более великая вещь, чем разум. Разум может оценить, что красиво, что хорошо, что правдиво. Вдохновение же — это послание, передаваемое пророками, поэтами, художниками и композиторами всех времён и народов.

Некоторые из произведений Чайковского кажутся мне особенно вдохновенными. Как ни странно, они не входят в число самых знаменитых его сочинений, но изумлённые слушатели до сих пор наслаждаются их красотой.

Я хочу поделиться с читателями некоторыми своими наблюдениями.

b2ff3be5db52cacabe476ab3f39ab2e3 e1631006579350 - Чайковский и его стремление к возвышенному

Портрет Петра Ильича Чайковского, 1893, художник Н. Д. Кузнецов. Третьяковская галерея

Русские крестьяне

Когда Чайковскому был 31 год, он услышал пение одного крестьянина, который пел жалобную народную песню.

Эту мелодию можно услышать в медленной части первого струнного квартета Чайковского. Скрипка играет грустную мелодию, просто гармонизованную и скромно развивающуюся. Это песня русских крестьян, с душевной глубиной, добротой и благочестием, которую композитор хорошо знал. В ней поётся, как в псалмах: «Сеющие в слезах в радости пожнут».

На одном из концертов его музыки Чайковский сидел недалеко от маститого Льва Толстого. Величайший писатель России плакал во время этого отрывка.

«То была высшая похвала в моей жизни», — написал Чайковский в своём дневнике.

Какое счастье для композитора увидеть мощь его музыки в слезах человека, которым он больше всего восхищался!

Многие слушатели тоже были тронуты. «Московские ведомости» писали, что «после завершения концерта в зале стояла тишина, зрители боялись спугнуть аплодисментами воцарившееся волшебство».



В поисках душевного покоя

В 38 Чайковский пережил множество внутренних потрясений из-за неудачного брака, финансовых трудностей и угрызений совести. Он уехал из Москвы, переселившись в деревню с её красотой и простотой.

8 11 Onegin and Tatyana illustration e1631007688797 - Чайковский и его стремление к возвышенному

Иллюстрация Самокиш-Судаковской к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», 1908 год. (PD-US)

Первая сцена оперы «Евгений Онегин», написанной в это смутное время, описывает счастливый и мирный образ жизни простых людей. В небольшом имении подошёл к концу сбор урожая, и по традиции крестьяне приносят своей хозяйке украшенный сноп пшеницы. Для них приготовлено угощение, и они поют об урожае, радуясь обильным плодам своего труда.



В среднем возрасте

Когда Чайковскому исполнилось 40 лет, вера в Бога стала играть более серьёзную и значительную роль в его жизни. Он был глубоко тронут ораторией Массне «Мария Магдалина».

«Я был так впечатлён Массне, сумевшим выразить вечную чистоту Христа, пролившего потоки своих слёз. Удивительные слёзы! Слава французу, сумевшему заставить их течь, — писал Чайковский своему младшему брату Модесту, драматургу. — Под его влиянием я написал песню на слова Алексея Толстого. Мелодия навеяна Массне».

Мелодии Чайковского во всех его произведениях действительно возвышенные. Романс «Благословляю вас, леса» демонстрирует восторг, наполняющий сердце скромного паломника. Лес, поля, реки, голубые небеса — всё заряжает его любовью к человечеству.

«О, если бы я только мог держать вас, братья, друзья, враги, всю природу в своих объятиях!»

Подобно Чайковскому, вдохновлённым Массне, великий баритон Дмитрий Хворостовский был вдохновлён Чайковским.



В 41 год композитор написал брату о пробуждающейся у него любви к русской литургической музыке.

«Я был глубоко впечатлён, действительно потрясён красотой богослужения, оно не может сравниться ни с чем другим».

Чайковский пишет своему другу и покровительнице Надежде фон Мек:

«Я очень люблю вечернюю службу. Стоять в полумраке в поисках ответа на вечные вопросы… пробуждаться в задумчивости. Когда хор начинает петь — о! Мне всё это очень нравится».

Первая часть его «Всенощного бдения», соч. 52, начинается с Псалма 104: «Благослови, душа моя, Господа». Чайковский в своей музыке использует традиционное греческое песнопение, известное ему с детства, устраняя, однако, его византийскую строгость, мягко сглаживая мелодические контуры и гармонизируя их в тёплой, характерной для России манере.

«Это соответствует стилю русского церковного зодчества и иконописи», — написал композитор брату.

Раймонд Бигл — пианист, выступал в крупных концертных залах США, Европы и Южной Америки; написал статьи для The Opera Quarterly, Classical Voice, Fanfare Magazine, Classic Record Collector (Великобритания) и The New York Observer. Последние 28 лет преподавал в отделении камерной музыки Манхэттенской музыкальной школы.

Источник: The Epoch Times

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ВЛАСТИ ШОТЛАНДИИ ОФИЦИАЛЬНО ОТКАЗАЛИСЬ ОТ МАТЕРЕЙ

    Власти Шотландии отказались использовать слово "мать" в законах о материнстве ради повышения рейтинга в "Индексе…

  • Жизни черных важны

    Пожилая женщина из Флориды Сандра Смит совершила шоппинг и, вернувшись в свою машину, обнаружила четырёх чернокожих мужчин, сидящих внутри.…

  • Очищение слепого канала

    Очищение слепого канала от избытка информации Позвоночник — главная энергетическая магистраль организма. Строение позвоночника сложное.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments