marena99 (marena99) wrote,
marena99
marena99

Category:

Для какого клавишного инструмента сочинял Моцарт

Автор - Нинель_-_Ник-. Это цитата этого сообщения

Фортепианная музыка Вольфганга Амадея Моцарта по сей день является великолепными образцами сочинений для этого инструмента.

Однако оригинальные названия этих произведений – «для клавира».

Знакомство с историей возникновения самого фортепиано говорят о том, что Моцарт писал вовсе не для того инструмента, который мы знаем как современный рояль.  

Клавесин

Сочинения для клавишных инструментов в XVI-XVIII веков неизменно адресовались композиторами клавиру. 

Под этим понятием, которое имело собирательный характер, объединялись два инструмента.

Первый из них клавесин – струнно-щипковый клавишный инструмент, струны которого приводились в звучание щипком плектра (он изготавливался из вороньих перьев). 

Второй тип клавира – клавикорд, в котором струна начинала вибрировать при соприкосновении с металлическим тангентом. Конструкция клавикорда была отчасти ближе современному фортепиано. Однако звук клавикорда был очень слаб, и инструмент использовался для бытового музицирования и обучения. В противовес этому клавесин прекрасно звучал и в просторных помещениях, и в ансамбле с другими инструментами.

Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори с 1698 года работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата — около 1709 г.) Инструмент был назван, клавесин с тихим и громким звуком)— пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано. В течение столетия вплоть до конца XVIII века клавесин, клавикорд и фортепиано существовали параллельно. Фортепиано того времени не было тождественно современному.

Клавикорд

5bbcbf50412b3488f5ecd2be9d19bcf5.1024_KGf4UZ6 (700x606, 87Kb)

В музыкальной науке оно фигурирует под названием хаммерклавир или молоточковое фортепиано.

Внешне этот инструмент еще сходен с клавикордом или клавесином, но звук в нем извлекается при помощи молоточков, которые обернуты войлоком или кожей. Звук его по сравнению с современным фортепиано более сухой и тихий, не обладающий современным богатством обертонов и широким динамическим диапазоном.

В. А. Моцарт, несомненно, знал и владел всеми названными клавишными инструментами. По сложившейся аутентичной (то есть учитывающей традиции времени создания сочинения) практике его клавирные сочинения исполняются на всех видах клавира, а также звучат на современном фортепиано, которого Моцарт, увы, знать не мог.

Источник: https://www.classicalmusicnews.ru/articles/clavichord-hammerklavier-mozart/



Концерт № 1 для клавесина с оркестром фа мажор, К. 37

1. Allegro 0:00

2. Andante 5:18

3. (Allegro) 10:35

Концерт № 3 для клавесина с оркестром ре мажор, К. 40

1. Allegro maestoso 17:22

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments