marena99 (marena99) wrote,
marena99
marena99

Category:

Конь в славянской языческой мифологии

Конь издавна был символом Солнца и весны у славян.

Конь (комонь, клюся, тарпан) – одно из самых почитаемых у славян животных.

Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага.

Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями.

В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей.  

Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий.

В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку.

Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

Конь в славянской языческой мифологии

Конь – атрибут высших богов и святых, и одновременно хтоническое существо, связанное с культом плодородия и смертью.

В сознании наших предков жизнь не могла существовать отдельно от смерти и это наглядно видно в символике масти коней.

Красный конь – воплощение огня. Он переносит души усопших в Вырий. Кроме того, он связан с зарей, стремительным началом и победой.

Вороной конь это ночное звездное небо, которое считается царством душ предков. Кроме того, он обладает скрытой мощью, способной преодолевать тайные препятствия и недоброжелательство.

Белый конь связан с божественным миром предков. Это энергия в чистом виде. Она придает ускорение любому процессу.

Во время святочных гаданий коню завязывали глаза и садились на него задом наперед. Куда он пойдет – в той стороне девушку ждал суженый.

Солнечный конь

Геральдическое изображение всадника издавна популярно в Европе и восходит к индоевропейскому культу коня. Всадник, вооруженный или без оружия, — на древнегреческих (с VII в. до н. э.), древнеримских монетах. На австрийских и бранденбургских брактеатах (односторонних монетах) XII в. изображался всадник, вооруженный мечом и весьма напоминающий белорусские варианты «Погони» XVI в.

У славян образ св. Георгия (Юрия) приобрел черты древнего языческого бога Ярилы — солнечного бога, опекуна коней, хранителя «ключей от земли». В белорусском фольклоре св. Юрья весной «отмыкает землю», пускает росу, выгоняет животных на пастбище. Шестиконечный золотой крест на щите «Погони» называют Яриловым; сдвоенный крест — один из солярных символов, особенно любимый в Белоруссии.

Винцук ВЯЧОРКА. «КРОЎ ЛЯГЛА ЧЫРВОНАЙ ПАЛАСОЙ...» К истории белорусского национального флага


 

Аркона: священный город-храм
 

"Аркона (Arkona), город и религиозный центр балтийских славян 10-12 веков на острове Рюген (Германия). Разрушен датчанами в 1169 году. Остатки святилища бога Святовида, общественных и жилых построек ",

Но воистину главным богом Арконы был Святовид (Свентовит), ему посвящался самый крупный и самый богатый храм на острове (при раскопках рядом с храмом была обнаружена площадь народных собраний, а западнее располагались жилые сооружения).

Сам храм был деревянным строением и возвышался на равнине. Стены храма украшали картины, имелся лишь один вход. В здании было два помещения, в одном из которых, состоявшим из нескольких столбов и чудесных занавесей, находился кумир Святовида и его полное боевое снаряжение: меч, а также узда и седло его коня, который содержался здесь же в храме.
..
Как было сказано выше, при храме содержали коня Святовида, белой масти. Его гриву и хвост оставляли нестрижеными. Оседлать скакуна мог только первый жрец. Сей конь, также участвовал в гаданиях, посредством него гадали перед началом военного похода. Служители втыкали перед храмом три пары копий на известном расстоянии друг от друга, к каждой паре привязывалось третье копьё поперёк. Жрец торжественно произносил молитву, затем выводил коня за узду из сеней храма и вёл на скрещенные копья. Если конь, походя через все копья, ступал сначала правой ногой, а потом левой – это считалось счастливым предзнаменованием, если же конь ступал сначала левой ногой, то военный поход в этом случае отменялся. Три пары копий, возможно, символически отображали при гадании волю богов небесных, земных и подземных (3-х царств по русским сказкам).

Гадали также следующим образом: под вечер коня оставляли вычищенным, а утром находили его вспененным и грязным (всю ночь Святовид бьётся с врагом на своём коне). По состоянию коня и определяли, стоит ли начинать войну или нет – намечаемый поход благословлялся, только если боевой богатырский конь Святовида был в отличной физической форме. К сожалению, литературные источники не дают однозначного ответа по методике этого гадания: по одним — конь всю ночь перед гаданием находится в храме, по другим — жрец (или сам Святовид) всю ночь скачет на нем верхом.

Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне.

Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это — Ярило.

источник

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments