marena99 (marena99) wrote,
marena99
marena99

Category:

Чем пахнет русский дух: секреты Бабы Яги, о которых вы не догадывались

Поговорим сегодня о персонаже, которого очень боятся дети, слушая русские народные сказки.

Как вы догадались — это Баба Яга .

Мы привыкли воспринимать её как злую и страшную старуху, поджидающую загулявшихся в лесу путников.

А кто зайдёт в её избушку на курьих ножках, тот навеки там и останется…

Но образ Яги гораздо сложнее. 

В русском фольклоре есть несколько типов Бабы Яги: дарительница, похитительница, воительница.

Соответственно, её поведение в сказках меняется в зависимости от выполняемой роли.

В данной статье уделим внимание Яге-дарительнице , потому что в этом образе, на мой взгляд, она раскрывается с непривычной для нас стороны. Читайте до конца и всё поймёте.

Яга-дарительница

Это та бабуся, к которой герой приходит сам . Она помогает ему советом или дарит волшебный предмет. А если сама помочь не может, то направляет к своей старшей сестре или получает информацию от сил природы и животного мира, которыми повелевает (ветер, утро, вечер, ночь, лесные звери и др.). Так Яга любым образом помогает обратившемуся к ней герою преодолеть трудности и добиться цели.

Но есть один нюанс. Необходимо знать «правила поведения » при встрече с Бабой Ягой, тщательное соблюдение которых будет гарантировать получение помощи.

Русский дух

Помните, что слышит Иван, когда входит в избушку Бабы Яги? «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! ».

В зависимости от сказки фраза может звучать немного иначе: «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится» («Иван Быкович»), «Фу, фу, фу! Русская коска, зачем сюда пришла?» («Три царства — медное, серебряное и золотое») и др.

Выходит, что у героя русской народной сказки есть особый запах. Но чем же пахнет добрый молодец?

Сказочный герой пахнет человеком, живым человеком. Этот запах противен Яге, потому что она принадлежит к иному царству. Известный фольклорист В.Я. Пропп уточняет, что «русский дух» обозначает запах не конкретно русского человека, а вообще любого живого.

Как мы видим, первое, что выдаёт Ивана, когда он заходит в дом Бабы Яги — это запах. Есть версия, высказанная В.Я. Проппом, что мёртвые не способны видеть (как, например, Вий), но у них очень развито обоняние, поэтому они сразу чуют гостя.

Как отвечать Бабе Яге

Итак, наш герой отправился из мира людей в потусторонний, волшебный мир. Но ни один живой не должен переступить заветного порога и попасть в царство, где правят мёртвые. Для того и стоит избушка на курьих ножках, которая становится своего рода пограничной или сторожевой заставой. Пока сказочный герой не побывает в ней, он не сможет двинуться дальше.

Но наш герой знает, что нужно делать. На попытки Яги расспросить его о цели путешествия, он чётко отвечает: «Напои-накорми, в баню своди, а после спрашивай ». Он произносит это без капли страха и сомнения . Яга, чувствуя его уверенность, выполняет все ритуалы: кормит, поит, в бане моет.

Баня

Я думаю, все догадались зачем герой идёт в баню. Он смывает собственный запах, чтобы стать «своим» в потустороннем мире и ничем не выделяться.

В волшебных сказках сохранились следы древних обрядов, которые были связаны с инициацией. Такое посвящение совершали при наступлении половой зрелости, после чего юноша становился полноценным членом общества и мог вступать в брак. Омовение было частью обряда инициации . Считалось, что так мальчик смывает с себя материнский запах. Только после этого он сможет «оторваться» от матери, возмужать и превратиться во взрослого мужчину.

Пища

Еда в потустороннем мире тоже имеет значение. Вкусив пищу, приготовленную Ягой, гость приобщается к миру умерших . Он должен это сделать, во-первых, чтобы очиститься от всего земного, а, во-вторых, чтобы получить волшебный дар или новые способности.

Подобно тому как обычная пища поддерживает бодрость и физическую силу в людях, так и еда мертвых придает им специальную волшебную силу. Она как раз пригодится молодому человеку в его дальнейших приключениях. Уверенно требуя еды у Бабы Яги, герой показывает, что он имеет на неё право. Яга не может ему отказать и угощает.

После выполнения указанных действий, герой становится готов к путешествию в сказочном мире. Наконец, можно переходить и к диалогу с Бабой Ягой, в результате чего она чем-нибудь да поможет.

Итак, Баба Яга открывается для нас несколько с иной стороны. В некоторых сказках она способна поменять свой традиционный злой образ на роль доброй и щедрой дарительницы. Она подготавливает героя к дальнейшим испытаниям, которые ждут его в тридесятом государстве. Главное, знать, как себя вести, оказавшись в её владениях.

Как видите: чёткая последовательность действий, бесстрашие и уверенность в себе открывают перед человеком все двери... даже в избушке Бабы Яги.

Базой для проведения анализа послужили научные труды В.Я. Проппа и русские народные сказки из сборника А.Н. Афанасьева.

Источник

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments