marena99 (marena99) wrote,
marena99
marena99

Categories:

Единственная и неповторимая: матушка Мокошь…

Главной женской (и единственной) фигурой в высшем древнем Пантеоне славян считается богиня Мокошь (Макошь).

Ее культ был настолько неискореним и популярен, что в специально составленном «Наставлении…» для священников (XVI век) особняком стоял вопрос женщинам на исповеди: «Не ходишь ли ты к Мокоши?».

Или… не творила ли она «с бабами богомерзкие блуды … не молилась ли Вилам и Мокоши?»

Дожило это исповедальное правило чуть ли не до наших дней.  

А в Архангельской губернии, перед самой революцией, многие крестьянки продолжали ублажать Мокошь дарами, прося помощи в домашних делах. Попы в газетах негодовали…

Происхождение имени — самый тупиковый вопрос для ученых. Упоминания об этой богине встречаются во многих источниках, но ясности не приносят совсем. Некоторые исследователи связывали его с финским племенным названием «мокша», другие считали Мокошь божеством, близким восточной богине Астарте или греческим Афродите и Гекате, третьи приравнивали к русалке.

Долгое время господствовало мнение: имя содержит слово «кошь», «кощь» («жребий», «судьба»). Является корнем слов, обозначающих ёмкости для зерна (например, «корзина», «кошница», «кошуля»). И переводили так же — богиня судьбы, удачи.

Но главная проблемка нарисовалась, когда стали задаваться вопросом: как именно называли древние славяне свою богиню — Макошь или Мокошь. Наиболее часто ее писали через «о», лингвисты связывали это с глаголом «мокнуть» или же с финским племенным названием «мокша». Но версия утонула, поскольку у мордвы-мокши такого божества не нашлось.

Пискаревский летописец дает сразу обе формы имени: «…Макош или Мокош». Даль приводит пословицу, из которой явствует акающее произношение: «Бог не Макеш — чем-нибудь да потешит». Хотя более старинный и правильный вариант звучания: «Бог не Макеша — чем-нибудь да потеша».

Наконец пришли к соглашению ученые мужи и ударили по рукам: имя Мокошь более древнее. Но и Макошь — тоже верно, ее так называли во многих местах. Хотя явно пришло откуда-то, поскольку в древнерусском произношении «слов с буквы «а» почти нет» (Даль), что указывает на заимствование буквы.

Пока господствует такая «двуликая» гипотеза, не особо оспариваемая — Мокошь соотносится со славянским корнем мокръ (мокрый, влажный). Но корнями может уходить в индоевропейский корень *mokos (прядение). Как это работает — не спрашивайте даже… Не разобрался, хоть честно сгрыз пару толстых книжек. 

Типологически Мокошь близка греческим мойрам, германским норнам, иранской богине Ард-висуре Анахите, имя которой в переводе означает «влажный, чистый». Та являлась повелительницей небесных вод, богиней процветания и плодородия.

Мокошь — единственное божество Пантеона князя Владимира, чей культ реально существовал в русской народной культуре еще веками, после принятия христианства. Ее образ, пусть и в измененном виде, сохраняется в современной северорусской мифологии.

В Олонецкой губернии считали: Мокошь не только прядет шерсть, но и охраняет овец. Если овца начинала лысеть, считали: «Мокошь постригла овцу». Имя Мокоши звучит в названиях ряда сел и деревень Псковской, Новгородской, Черниговской и Костромской губерний.

Вполне реально, культ Мокоши убегает вглубь тысячелетий — к древним обычаям поклонения «женским» камням, «каменным бабам». Особенно наделенных округлыми формами груди. Впал в ступор, когда дружки-археологи рассказывали байки своих коллег из позапрошлого века. В украинских степях был такой живучий обычай: к «скифским бабам» толпами ходили всякие убогие, паралитики, глухие и слепые, увечные…

Иной раз из северных и сибирских губерний прибывали толпы паломников. Чтобы приложиться, оставить камням в дар: зерно, лен, шерсть, свиней, овец, даже деньги. Когда в конце XIX века археологи стали увозить этих «истуканов», стоявших на скифских курганах, местные жители их чуть не на вилы подняли. Объяснили, что это «Макоши», без них наступит засуха. О как…

Многогранные культы. Если копнуть еще глубже, за скифов — то находится более архаическое женское божество. «Мать сыра земля», на славянский лад. На Волыни, в белорусском Полесье крестьяне до начала ХХ века верили, — нельзя начинать обработку земли до 25 марта. До этого времени земля считалась беременной.

 

Так же поступали и северных краях, запрещалось пахать и вскапывать землю в дни Благовещения и Успения Богородицы (дни совпадали с языческим календарем поклонения). А плюнувший на нее человек должен попросить у нее прощения.

Если перебрать внимательно корни Мокоши, то они уводят еще в праславянскую эпоху. Она — повелительница темноты, нижней части мироздания, ее имя поминалось и почиталось в любых женских занятиях, связанных с водой. Как и с прядением. Из дней недели Мокоши была посвящена пятница. В деревнях тем днем не пряли и не стирали — из почтения к богине. Во многих местностях такой негласный запрет сохранялся вплоть до начала XX века.

Чехи молились Мокоши в период засухи. На Северной Руси Мокошь существовала в виде домашнего духа, называемого Мокуша или Мокша. В Новгородской области ее изображали в виде женщины с растрепанными волосами, огромной головой и длинными руками. Считалось, что по ночам она приходит в дом и прядет лен, помогая хозяйке. Но позже эти смыслы переменились на негативные…

Борьба с культом Мокоши велась непримиримая, многовековая. На Руси Мокоши поклонялись на тайных женских собраниях, которые вели посвященные жрицы. Об этом рассказывает рукопись XIV века:

 

«…Мокоши не явно (тайно) молятся, да … призывая идоломолиц баб, то же творят не токмо худые люди, но и богатых мужей жены».

Чем Мокошь пугала священников? По-видимому, являясь божеством плодородия, представлялась Она — воплощением всего темного, телесного, низменного. В древнерусских рукописях почитание богини приравнивается к блудодейству: «И Мокошь чтут и ручной блуд, весьма почитают».

Представление о Мокоши как о воплощении необузданной сексуальности сохранилось в подмосковных говорах. Словом «мокосья» называли гулящую женщину. Слово мокоша в ярославских говорах обозначает привидение, а словами мокош, мокуш в некоторых современных говорах называют нечистую силу.

С утверждением агрессивного христианского мировоззрения Мокошь стала восприниматься даже — как демоническое существо. На русском Севере такую демоницу называли Мокоша (Мокуша). Ни в коем случае нельзя было оставлять на ночь в избе недопряденную кудель — «а то Мокоша спрядет». А если пряхи дремлют, а веретено вертится, значит, «за них Мокоша прядет». Особенно Мокошу боялись во время Великого поста.

Христианский образ Мокоши все же получил свою инкарнацию. Многие функции языческой богини приняла на себя святая Параскева. Есть один любопытный случай: в город Псков (в 1540 году) привезли новое изображение Параскевы Пятницы. Но не икону, а деревянную резную скульптуру. Увидев ее, народ пришел в «великое смятение», счел это за принуждение к «болванному поклонению» (языческому идолу). Митрополит вынужден был успокоить людей специальным разъяснением...

 

Но… Все запреты на женские работы, прежде связанные с Мокошью, — достались в наследство св. Параскеве. Они пришлись на пятницу. Само собой, святую в народе так и стали прозывать — Параскева Пятница. Ее образ приобрел отчетливые черты языческого божества. В деревнях часто рассказывают былички: Пятница наказывает женщин, нарушающих в этот день запреты на какую-либо работу. Самые строгие запреты — белить печь, расчесывать волосы, особенно — прясть.

Связь языческой Мокоши с водой, влагой также была перенесена на св.Параскеву. Нашла отражение в некоторых поздних обрядах, в обычае бросать в колодец пряжу в качестве жертвы Пятнице. Наиболее документированные обряды сохранили первые фольклористы, собиравшие народные обычаи Украины в XIX веке.

 

Рассказывают они о древних жертвах богине, про обычай кормления Пятницы. В ночь с четверга, хозяйки застилали стол чистой скатертью, клали на него хлеб-соль, ставили немного каши в горшке и ждали, что Пятница придет ночью ужинать. Накануне дня св. Параскевы (28 октября по ст. ст.) эта пища заменялась разведенным медом.

источник

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments