marena99 (marena99) wrote,
marena99
marena99

Category:

Сегодня 8 ноября - День пианиста! Григорий Соколов — пианист.

Российский пианист Григорий Соколов родился 18 апреля 1950 года, профессор Санкт-Петербургской консерватории. Один из известнейших пианистов современности.

Имя петербургского пианиста Григория Соколова настолько высоко ценится любителями музыки, что каждый из его редких концертов в родном городе становится грандиозным событием - уже на подступах к Филармонии собираются такие толпы, что страшно, как зал сможет всех вместить?

Действительно, чуть ли не на люстрах висят. Обычно Соколов играет в Большом зале только раз или два в сезон, чаще всего - сольные концерты. 



Он начал обучение музыке в возрасте пяти лет, а в семь был принят в специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории по классу фортепиано. В 1973 году закончил Ленинградскую консерваторию. С первым сольным концертом выступил в 12 лет, а в 16 стал победителем III Международного конкурса им. П.И. Чайковского. С тех пор концертирует по всему миру, предпочитая гастроли в Европе. В 2003 и 2004 годах дважды подряд был удостоен Премии Франко Аббьяти.

Григорий Соколов предпочитает сольные концерты, но иногда выступает с оркестром. Дает около 80-ти концертов в год, меняя программу дважды. Записывается крайне редко. Предпочитает записи с концертов студийным.



Последние годы Соколов живёт во Франции и Италии, и разъезжает с концертами по городам Европы, а один раз в году, в апреле месяце, он приезжает в свой родной город и даёт 1-2 концерта. 12 апреля 2009 г. пианист дал свой концерт в Большом зале Петербургской филармонии. Соколов играл сонаты Бетховена №2 и №13 и сонату №17 Шуберта. Но сказать – играл, нельзя. Он творил за роялем. Конечно, он сотворец великих композиторов прошлого. Как играли сам Бетховен и Шуберт нам не дано знать, об их исполнении остались только воспоминания их современников, но если бы они услышали, как интерпретирует их сочинения Григорий Соколов, мне кажется, они были бы счастливы и сказали: «Наши сочинения в надёжных руках». Соколов создаёт за роялем музыкальный поток, который вас завораживает и уносит куда-то далеко-далеко к Бетховену и Шуберту, и вы счастливы, понимая, что пианист открывает вам что-то сокровенное и важное – не материальное, а духовное. Это какой-то свет далёких звёзд и обнажается душа великих композиторов.

Говорить о технике, динамике, красоте звука, неуловимом «рубато» и других составляющих элементов фортепианной игры при исполнении Соколова – не надо. Это, конечно, всё есть, причём высшего класса. Но это только что-то обыденное, простое, материальное, а пианист нам открывает суть музыкальных произведений. Это дано очень немногим!

Когда играет Соколов, у слушателей возникает ощущение соучастия не только в исполнении, но и в проникновении в саму музыку. Каждый его концерт – это исповедь души того композитора, которого пианист выбирает. Бетховенские сонаты не зря привлекают внимание многих пианистов, так как, исполняя их, можно продемонстрировать качества фортепианной игры исполнителя, а Соколов раздвигает границы этих сочинений. Это, конечно, не только сонаты – это жизнь Бетховена, его страдания и радости. «Через страдания – к радости!» - это не просто слова, это суть бетховенской музыки. Бетховенские сонаты у Соколова – это величайшие проявления человеческого духа.

Шуберт с его бесконечным томлением духа, как это передать на рояле? Думаю, что просто невозможно, но Соколов это делает. Какая несчастная жизнь была у Шуберта, как он страдал, как он болел, (композитор прожил всего 31 год) – но послушайте Соколова и Вам всё станет ясно: ведь Франц Шуберт – это его близкий друг. Пианист поведал нам историю души своего далёкого друга. Красота шубертовской мелодии, изумительное «легато» пианиста, различные оттенки piano – всё это подчёркивало песенное начало музыки композитора. Звуковая палитра Соколова – это очень дорогой сверкающий бриллиант! После окончания основной программы было целое отделение бисов: пьеса Рамо «Дикарка», четыре прелюдии Шопена и пьеса Скрябина «Желание». Каждый бис – шедевр . Прелюдия №24 Шопена: все темы и подголоски рельефно выделены, и она прозвучала как многоголосный хор с заключительными трагическими аккордами, подобно ударам судьбы. Эта прелюдия когда-то особенно впечатлила Льва Толстого, а сейчас в исполнении Соколова – весь зал. Нежного Шопена сменил полётный, как дуновение ветра, Скрябин. Что больше удаётся пианисту: суровый и величавый Бах, клавесинисты Рамо и Куперен (Соколов один из немногих, кто играет клавесинную музыку на рояле), романтики XIX века, страстный Бетховен, русские композиторы – Чайковский, Рахманинов, Скрябин – всё это подвластно Соколову и всё, к чему прикасаются его волшебные руки, ясный ум и открытое сердце, абсолютно совершенно.

Григорий Соколов – это редкий пример полного погружения человека в Музыку. Он занят только творчеством: пианист не мелькает на экране TV, не участвует ни в каких сборных концертах, почти не даёт интервью. Его личная жизнь принадлежит только ему. Каковы его жизненные пристрастия? Только Музыка. Когда-то в начале двадцатого века великий педагог Т.Лешетицкий сказал юному пианисту А.Шнабелю :" Ты никогда не будешь пианистом, ты – музыкант!" Таков и Григорий Соколов - Музыкант с Большой буквы!

источник

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments