marena99 (marena99) wrote,
marena99
marena99

Categories:

Как же всё было медленно...

Сейчас многие представители моего поколения удивляются, что дети мало читают, что смотрят «тупые» фильмы, где основной упор делается на экшн, слушают «немелодичные мелодии».

Причин, наверное, много, но я вдруг узнала об одной из них и, честно сказать, сперва удивилась, а потом, поняла, что, пожалуй, так и есть. 

Например, в детстве я зачитывалась «Мушкетёрами». Эта книга казалась мне искромётной приключенческой литературой, я проглотила всю трилогию на одном дыхании, забыв о прогулках, подружках и игрушках.

И вот, уже во взрослом возрасте я попыталась почитать её вслух моему мальчишке. Народ, я была поражена, какая же это ТЯГОМОТИНА.

Прочитаешь четверть книжки, полкнижки, а ещё ничего интересного не произошло.

Каждая глава посвящена одному событию, незначительному, в общем, и тянется без конца за витиеватыми разговорами, пустыми любезностями, вычурностями.

Всё какое-то надуманное, неискреннее. В общем «Двадцать лет спустя» мы не осилили.

И я задумалось: что же изменилось во мне или в книге с тех пор, как я сходила с ума от восторга, читая её. Разгадка пришла случайно: я вдруг вспомнила о некоторых песнях моей молодости и решила тоже послушать их вместе с сыном.

Я нашла эти старые записи, включила воспроизведение и снова услышала ТЯГОМОТИНУ. «Да постой же! – воскликнула я. – Ведь я отлично помню эти песни, их пели БЫСТРЕЕ, намного БЫСТРЕЕ, а сейчас у меня такое впечатление, что пластинку пустили со скоростью 0.5 если не 0.25» Но записи были точны. Изменилось моё восприятие, и я поняла, почему у молодёжи не в чести старые книги, старые фильмы и старые песни.

К тому же, как бы мы ни гордились старыми писателями, актёрами и музыкантами, искусство развивается, и средний уровень повышается и повысился настолько, что великий Качалов сейчас сошёл бы разве что за массовика-затейника в детском саду. Никто не умаляет его величия, но он был велик для своего времени, а предлагать его, как эталон, сейчас – то же самое, что восторгаться реалистичностью наскальной живописи в сравнении с цветной фотографией.

Мы просто стали жить гораздо быстрее, и прежние произведения уже не попадают нам в резонанс, выглядят безбожно замедленными и затянутыми. Речь не идёт о классике прошлых веков, для которой это вообще обычное состояние, но о более новых произведениях 20-го века. Те, которые казались нам стремительными и насыщенными, сейчас выглядят сонными и вялыми – будь то книги, фильмы или музыка. Много ненужных действий, не имеющих значения ни для сюжета, ни для фабулы, многословные описания, наполненные водой разговоры. В музыке – длинные однообразные проигрыши, повторы. В фильмах – «зависание» панорамы, паузы в разговоре, опять же не несущие чёткой смысловой нагрузки.

Я не говорю, что медленное искусство плохо, но человеку современному нужно к нему привыкнуть – представьте себе разговор с интересным собеседником, но делающим промежутки между словами в три-четыре секунды. Это мучительно.

То же самое, подозреваю, чувствует и современный ребёнок, если ему без должной подготовки всучить тех же «Мушкетёров» или «Всадника без головы».

Мне кажется, если уж пытаться приучить ребёнка к книгам, к хорошим фильмам, к музыке прошлых лет, надо начинать с современных авторов, и школьную программу подкорректировать таким образом, чтобы сразу не перекормить Помяловским, Буниным или Паустовским, а начать хоть с той же Нарнии или Гарри Поттера, с Громыко, Крапивина, Мурашовой. Современным детям легче переварить «Дом, в котором», чем «Хижину дяди Тома», и «Ночной дозор», нежели «Город солнца». Это не значит, что «Хижина» или «На дне» не нужны, но просто к ним надо готовить, как нельзя малыша с грудного вскармливания сразу переводить на суши с васаби – только желудок испортит.

источник

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments