marena99 (marena99) wrote,
marena99
marena99

Categories:

Художник Павел Фёдорович Челищев

Автор - Томаовсянка. Это цитата этого сообщения

Павел Челищев Павел Челищев родился 4 октября 1898 года в селе Дубровка Калужской губернии в аристократической и богатой семье. Отец - помещик, доцент математических наук МГУ, Фёдор Сергеевич Челищев, ведущий свой род от одного из соратников Дмитрия Донского.

В детстве Павла окружали няньки и гувернантки, в семье говорили по-французски, по-немецки и по-английски. Впоследствии знание этих языков оказало неоценимую услугу художнику, когда он волею революции оказался за границей.

   Павел был увлекающимся, впечатлительным ребенком, в одном из писем он вспоминал, как маленьким мальчиком бегал с сестрой в лес и молился деревьям.

Искусство заинтересовало его довольно рано: сохранились карандашные портреты всех трех сестер Павла, выполненные им в подростковом возрасте.

Отец, как мог, поддерживал и развивал интерес к искусству и художественный талант сына: приглашал частных учителей и даже выписывал для него журнал «Мир искусства». Челищева искусство буквально захватило, и интересовали его разные пути творческого самовыражения. Биографы художника упоминают о том, чтоон всерьез увлекался балетом, но главной его страстью стало рисование. Существует даже легенда, что подростковые работы Павла показали художнику Константину Коровину, попросив его стать учителем подрастающего таланта, на что Коровин ответил: «Мне нечему его учить, он уже художник».



 В 1916–1918 годах Павел учился в Москве, но в 1918 семья Челищевых была выселена из Дубровки и, спасаясь от преследования новой власти, переехала в Киев.

За год пребывания в Киеве Челищев брал уроки у Александры Экстер и Адольфа Мильмана, пробовал силы в качестве сценографа.

В 1920 Челищев эмигрировал в Константинополь, переполненный к тому времени русскими, бежавшими от большевиков. Сюда прибывали знаменитые актеры,  танцовщики и оркестранты. Челищев сотрудничал с труппой балетмейстера Виктора Зимина и оформлял шесть балетных постановок, в их числе «Шахерезаду» Римского-Корсакова, которая прошла с большим успехом.
Между красочными «метаморфическими ландшафтами» и знаменитыми «метафизическими головами» в творчестве Челищева был и краткий монохромный период. В работах этого времени на передний план выходят форма и объем предмета, переданные в основном охрой, серой и коричневой красками. Для усиления фактурности и достижения новых цветовых оттенков в своей намеренно обедненной палитре Челищев добавляет в краску кофе и песок. Формальной причиной такого изменившегося в одночасье подхода к колориту и фактуре называют путешествие Челищева в Африку в конце 1920-х.
 


  В 1921 Челищев обосновался в Берлине. Он активно занимался сценографией: сотрудничал с театром-кабаре «Синяя птица» одесского юмориста Якова Южного и балетной труппой «Русский романтический театр» Бориса Романова, оформлял постановки для Берлинской оперы. В 1924 вместе с труппой Романова приехал на гастроли в Париж и остался там,поселившись на Монпарнасе.
В 1925 году Павел Челищев впервые принял участие в Осеннем салоне, где его талант оценила писательница Гертруда Стайн, которая купила его работу «Корзина с клубникой» и впоследствии стала покровительствовать художнику.

 

 
   Павел Челищев прославился как оформитель знаменитых дягилевских балетов.         В 1928 году по замыслу художника был поставлен балет "Ода". Челищева вдохновило космогоническое творение Ломоносова "Вечернее размышление о божием величестве". Музыка Николая Набокова, двоюродного брата известного писателя, сопровождалась поэтическим текстом Ломоносова. В постановке были задействованы все мыслимые и немыслимые сценические средства, включая фосфорическое свечение и пиротехнические эффекты. Каждое движение танцоров изменяло конфигурацию пространства.
 
Спектакль не был принят современниками.  По  поводу  этого  Челищев говорил:       "Я Вам открыл дверь в Мироздание, в Вечность, а Вы не захотели туда войти!". Успокаивая своего кумира, верная поклонница таланта Павла Челищева Гертруда Стайн говорила: "Придет время. Все увидят и войдут!".
 В одном из дягилевских балетов Челищев создал образ ангела с крыльями, растущими из груди. Однажды его спросили: "Почему у вашего  ангела  растут  крылья  из груди?".     - "А Вы часто видели ангелов? – усмехнулся он, - для того чтобы лететь в пространство n измерений достаточно одного крыла, преломленного во всех пространствах".

   Леонардо да Винчи открыл "бесконечность вдаль", Челищев устремил свой взгляд вглубь. Оказалось, что человек не менее бесконечен, чем вся Вселенная.

Сразу же после "Оды" появляется серия  знаменитых  Челищевских  ассамбляжей.  

Вот фигура Пенелопы, возникающая из покрывала, которое она ткет днем и распускает ночью. 

 
 
Позднее этот прием был подхвачен и растиражирован Дали, но лишь в середине 30-х годов. Хотя работы Дали и выполнены с блестящим артистизмом и неистощимой изобретательностью, они не обладали той философской глубиной, которая была присуща произведениям Челищева.
Павла Федоровича очень расстраивало, что его открытие досталось другому.

Павел Челищев. Портрет Сергея Лифаря (1929)

  

Портрет Сергея Лифаря (1929)

Он, танцовщик в костюме принца из «Лебединого озера», сложен Челищевым по всем канонам ренессансных портретов — самопогруженное лицо и сомкнутые руки оттенены могучей «архитектурой» костюма. Портретов в серых тонах довольно много, и аскетизм монохромности оборачивается эдакой гордостью — не всякий сможет столько выжать из скудного цветового арсенала. Темно-алые, почти бордовые сполохи на рукавах костюма контрастируют с холодным, темным фоном фигуры. Мощь и тяжелая сосредоточенность героя словно подсвечены пламенем глухих страстей. Танцовщик и его персонаж слиты в одно целое. За обликом реального Лифаря  проступают черты Принца из таинственного предания.

 
gallery_60196_1808_18460.jpg
"Китайская песня", 1932
 
Предчувствуя наступление фашизма, Челищев покидает Европу. Перед Второй мировой войной он эмигрировал в США, где достиг мировой славы как живописец-сюрреалист.
 
Павел Челищев. Портрет Чарльза Генри Форда в маковом поле (1933)
Павел Челищев. Маска света (1934)
Маска света, 1934
 
Портрет Чарльза Генри Форда в маковом поле, 1932. 
   
В Америке Павел Челищев уходит все дальше в своем поиске бессмертной души. Его интересует уже не внешняя оболочка предмета, а его объем, пульсация сосудов, свечение ауры. «Сейчас я понимаю, что такое масляная живопись… — говорил он в те годы, — это любовная история между мной и данным полотном». Его серия «Ангельские портреты» напоминает рентгеновские снимки, современники сравнивали их с анатомическим атласом.
Портрет Патрисии Лопес-Уилшоу. 1941 (512x620, 388Kb)
 
Портрет Патрисии Лопес-Уилшоу. 1941
 
«Я интересуюсь перспективой внутренней. Проекцией в нас высшего. Стремиться покорить Вселенную бесполезно — прежде всего надо понять самого себя», — пишет он в одном из писем. В пятидесятых он увлекся изображением светящихся спиралей, чем-то напоминающих пунктирное свечение промелькнувшего во времени предмета. Как пишут критики, он заставил неподвижные формы двигаться.

 

Павел Челищев. Ищущий обрящет (1940-1942)

 

Ищущий обрящет (1940-1942)

   Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но мировая известность началась с картины «Ищущий обрящет» («Игра в прятки» или «Каш-Каш»), завершенной художником под впечатлением вести о рождении единственного продолжателя рода своего внучатого племянника Константина Кедрова в 1942-м году. Фигурка, рождающегося младенца-символ продолжения рода Павла Челищева, не имевшего семьи и детей.

Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. Рядом висела «Герника» Пикассо и во всех опросах «Каш-каш» опережала «Гернику» по популярности. Это была первая часть задуманного триптиха Чистилище-Ад-Рай. «Чистилище» («Ищущий обрящет», Музей современного искусства — MOMA) — «Ад» («Феномена», ныне в Государственной Третьяковской галерее) — «Рай» (последний цикл «Ангелические портреты»).

Чистилище — изображение нутра рождающей материнской утробы, из которой головой вперед-книзу в расширяющейся перспективе вылетает младенец. Это внучатый племянник художника будущий поэт Константин Кедров. Утроба — одновременно ствол дерева жизни, дорога, по которой движется шагающий андрогин, и рука-нога, где ступня — корни, а кисть руки — крона. В кроне, уходящей в синеву неба — множество листьев — младенческих голов, напоминающих ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне».

Портрет Тамары Тумановой, видной американской балерины и актрисы, 1950 (546x700, 344Kb)

Портрет Тамары Тумановой, американской балерины и актрисы, 1950

 
  Без творчества Челищева не обходится ни одно исследование искусства 30-40-х годов. Именно здесь он сумел наиболее полно реализоваться. Здесь проходят самые серьезные, принципиальные выставки. Здесь создает свои самые существенные творческие серии.

Павел Челищев. Меркурий (1956)

Меркурий, 1956

   В 1957-м Павел Фёдорович Челищев умер.

Челищев умер от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронение тоже сохранено.

  После смерти художника самые близкие ему люди — Чарльз Форд и его сестра Рут — сделали все, чтобы не только не дать угаснуть интересу публики к его творчеству, но, напротив, всячески популяризировать его. Они не раз устраивали экспозиции и регулярно выставляли работы Челищева на открытые торги, т. е. выводили их на арт-рынок. В 2010 году Sotheby’s провел в Нью-Йорке аукцион работ Челищева из коллекции Рут и Чарльза Форд, принесший ошеломительные результаты: «Портрет Рут Форд» был куплен почти впятеро дороже первоначальной оценки и стал самой дорогой работой художника, проданной на открытом рынке.



В России популяризацией творчества художника в последнее десятилетие занят его внучатый племянник, поэт К. Кедров. Только в 2006 первую персональную выставку Павла Челищева в России устроила галерея «Наши художники». В 2011 эта же галерея показала более 70 работ художника. До 17 октября 2013 «Наши художники» показывает выставку «Челищев. Выставка на бис», во многом повторяющую экспозицию 2011 года.

Ещё:  Картина Павла Челищева стала сенсацией торгов Christie’s

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments