marena99 (marena99) wrote,
marena99
marena99

Category:

Современный пионер: «Субкультура? В этом что-то есть!»

Как повяжешь галстук, береги его: с парусами алыми он цвета одного

19 мая - день основания Всесоюзной пионерской организации. 

В отличие от большинства современных молодежных организаций, нынешние пионеры не участвуют во взрослых играх и не стремятся к имиджу отважных орлят, медвежат и других зверят.

Их романтика иная, проверенная временем: сборы, походы, общение. 

В советской пионерской традиции алый треугольный галстук символизирует частицу красного знамени и революционное единство трёх поколений — коммунистов, комсомольцев и пионеров. Сегодняшние же пионеры ассоциируют его с восходящим солнцем и гриновскими алыми парусами — эмблемой романтики и молодости.

По одной версии, Павел Морозов был пионером, по другой — в Герасимовке, селе, в котором родился и вырос Павел, не было пионерской дружины. По одной версии, Морозов был драчуном и задирой, противоположная утверждает, что он был тихим, болезненным мальчиком. Одна версия говорит, что на суде Павел показал, будто отец занимался контрреволюционной деятельностью, другая же сообщает, что он вместе с матерью дал показания против отца в том, что тот избивал и мать, и детей.

Мой собеседник — настоящий пионер, и выглядит он словно ожившая иллюстрация к главе «Строим беседку» в толстой «Книге вожатого», только в цвете.

Ему четырнадцать, волосы цвета сена, сенные же сросшиеся брови, маленькие руки. И голос — не то чтобы ломается, скорее, мягко перегибается.

Пионер аполитичен, а в убеждениях свободен так же, как и в одежде. Лишь по торжественным случаям надевает военную рубашку цвета хаки — цвета защиты.

По выходным он заседает в детско-юношеском центре на территории бывшего детского садика. Впрочем, «заседает» — слово неподходящее. Удобное место для беседы с членом организации нам приходится искать, переступая через полотнища парашютов и абстрактные доски, над которыми парят юноши и девушки, налаживая что-то в непростых устройствах.

— Чей портрет висит на стене штаба?
— Политических ориентиров у нас сейчас нет, но сказать, что мы абсолютно аполитичны, сложно: отсутствие подхода к политике — это тоже уже политика. Мы не являемся ничьей сменой и не принадлежим никакой партии, мы сами по себе.

— Этим вы отличаетесь от предшественников? 
— И этим тоже, но в Москве мы отличаемся ещё и количеством, нас несравнимо меньше. Правда, это и удобно: больше возможности каждому выражать себя и что-то делать. А так ориентира на конкретного человека или на конкретную силу у нас нет.

— В чём вы первые? 
— Сейчас мы первые, кто готов сорваться и помочь, если об этом попросят. А просят в первую очередь дома ветеранов, просто ветераны, военные госпитали — там в основном, конечно, уборка территории. Если отдыхаем в летних лагерях — ходим по близлежащим городам или деревням, предлагаем помощь.

— Вы не называете себя тимуровцами? 
— Есть просто отдельная программа, отдельное направление — тимуровское движение. Вот это именно то, что было раньше. Беседы с ветеранами, запись воспоминаний о войне — вот книгу недавно издали. Концерты иногда устраиваем, если просят.

— В ваших рядах по-прежнему только «отборные» кадры? 
— Нет! Те же школьные успехи для нас не являются показателем, мы на них вообще не ориентируемся. И мы жутко ругаемся с учителями школы, которые не пускают детей в наши лагеря из-за того, что они плохо учатся, говорят, что они этого недостойны. Не показатель это, неважно, кто как учится! Я могу не переносить школу, но при этом быть интересным адекватным человеком. Так что принимаем абсолютно разных людей.

Вышедший на экраны анимационный фильм «Первый отряд» — проект громкий и в каком-то смысле беспрецедентный. И не только потому, что это «первое русское аниме», как позиционируют его сценаристы и прокатчики. Но и в силу своего удивительно вольного, доходящего, по мнению некоторых, до цинизма обращения с прошлым. Главные герои «Первого отряда» — пионеры-герои, погибшие при бомбардировке в 1942 году, но возвращённые с того света, чтобы вступить в противоборство с оккультными силами, вызванными, в свою очередь, фашистами.

— И если человек придёт с улицы и скажет: «Примите меня в пионеры»…

— То мы дадим ему время в пределах трёх месяцев на то, чтобы осмотреться, ознакомиться с организацией, вникнуть, на чём основан пионерский стиль жизни. После этого у человека повторно спрашивается его желание вступить и, если с этим согласен коллектив, его принимают.

При этом каждый из действительных шефов организации может высказать своё мнение об этом человеке, сказать, что конкретно в нём не нравится и что ему, на наш взгляд, следовало бы в себе изменить. Дальше всё решается общим голосованием.

— Как звучит сегодня знаменитая клятва? 
— Я, фамилия, имя, вступая в ряды Московской городской пионерской организации, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину; нести радость людям, творить добро, бороться за справедливость; дорожить честью организации, всегда и везде следовать её законам, обычаям и традициям!

— Каков минимум знаний, которыми должен обладать будущий пионер? 
— Он должен знать наши законы и знать, чем мы живём. Все другие знания он получит в организации.

— А как вылететь из пионерской организации? 
— Просто перестать ходить. Так случается довольно часто. Иногда, правда, приходят и объясняют причину лично, отдают галстук. Мотивируется уход чаще всего какими-то проблемами в школе или в семье. Есть, наверное, люди, которые имеют конкретные претензии к организации, но на моей памяти таких не было. А недостатки, конечно, есть, но они сугубо внутренние.

— Ты ощущаешь себя частью субкультуры? 
— Да, в этом что-то есть.

— К чему вы готовы? 
— Сейчас мне кажется, что уже ко всему. Наша цель — самосовершенствование, и в этом плане мы, на мой взгляд, можем сделать очень многое.

Беседовала Ксения Жеглая

источник

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments