marena99 (marena99) wrote,
marena99
marena99

22 березеня (апреля) Праздник «Лельник»

Древний славянский праздник, посвященный Богине Любви Леле.

Посвящён одной из наших великих прапрабабушек - богине любви Леле.

Она - дочь богини Лады и бога Сварога.

В Лельник изготавливают лялемье (обрядовые печенья), производят обряд выпекания женской доли.  

Девушки ходят в священную рощу - испрашивают себе суженого и детородной силы. Днём - игры Перуна.

Лельник единственный день в году, когда женщина, у которой нет детей, может обрести детородную силу, ибо на Девичник призывается сама Берегиня беременности - Леля.

В Ляльник мужчины всячески чествуют Женщин. И единственным приношением древнерусской прародительнице - богине любви Леле являются цветы.

Именно благодаря славянским обычаям празднования Женских Дней мы обязаны традиции дарения цветов. Срезанные цветы являются средством поддержания женской красоты - посредством передачи от цветов жизненной силы.

Именами матери богини лады и её дочерей названы многие места на Руси. Напомним, Леля - богиня девичей любви.

Именем Лели названо множество географических пунктов: река Лада (Россия, Псковская область), река Лада (Латвия), река Лада (Польша), река Бяла Лада (Польша); село Лада (Россия, республика Мордовия), посёлок Лада (Румыния), река Лада (Латвия), посёлок Борова-Лада (Чехия); река Ляля (Россия, Пермский край), река Ляля (Россия, Свердловская область), река Полуденная Ляля (Россия, Пермский край); посёлок Старая Ляля (Россия, Свердловская область, Новолялинский район), село Ляля-Титово (Россия, Свердловская область, Новолялинский район); река Лель (Россия, Пермский край), реки Асыввыв-Лель, Улыс-Лель, Катыд-Лель и Войвыв-Лель (Россия, Пермский край); село Лель (Россия, республика Коми), село Лель (Россия, Пермский край), посёлок Лель (Россия, Чукотский автономный округ, Билибинский район), село Верх-Лель (Россия, Пермский край).

От имени Лады есть много производных: Ладовать (Волынь) - славить свадьбу; Ладковать (Рязань, Тула) - сватать; Лады (Калуга) - помолвка; Ладины (Осташков) - сговор; Ладканя (Зап. Украина) - свадебная песня; Ладованье - пение весенних песен; Ладовицы - исполнительницы весенних песен; Ладованье - песни на юрьев день; Ладуванье (Болгария) - гадание о женихе; Ладино хорб (Болгария) - весенние хороводы; Ладино коло (Болгария) - весенние хороводы.

Анонимный русский автор 17-го в., сочинение которого использовал Гизель, называет Ладу матерью Леля и Полеля. Существует древнерусское обращение к матери Ладе, связанное с обрядом закликания весны: Благослови, Ладо-мати, весну закликати!

Б.А. Рыбаков приводит описание обряда, посвящённого Леле: «Обряд наблюдался у украинцев и белорусов юго-западного края России. Проводился он в канун Ярилина дня, 22 апреля; эти дни назывались «красной горкой». Во время раскопок в с. Гочеве Курской обл. в 1939 г. мне и другим участникам экспедиции довелось видеть, как «играли Лелю».

Точный день предстоящего игрища заранее не был известен; о нем узнали только накануне. Под вечер на большой площади собралось несколько десятков старух, женщин и девушек (включая подростков) в особых, хранимых для этого случая, белых одеждах. Они все образовали огромный, очень торжественный хоровод и, подняв руки к небу и медленно притоптывая, двигались по кругу. При этом пелись свадебные песни. Мужчин вокруг хоровода не было даже в качестве зрителей. Календарю это празднество не совпадало с весенним циклом (июль) и, очевидно, соответствовало по смыслу проводам Лели.

Девичий праздник назывался «Ляльник».

Девушки выбирали из своей среды самую красивую, и она исполняла роль Ляли.

Для Ляли изготавливалась особая дерновая скамья, которая, очевидно, должна была символизировать землю с начавшей прорастать растительностью.

На середину скамьи садилась увенчанная венком Ляля, а по сторонам от нее на скамью укладывались приношения: по одну сторону - хлеб, а по другую - кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. У ног Ляли лежали сплетенные венки.

Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Ляли, прославляя ее как кормилицу и подательницу урожая.

По окончании хороводной пляски и пения Ляля наделяла девушек венками.

Этот весенний праздник с угощением Ляли продуктами земледелия и скотоводства, связанными с растительной вегетативной силой (хлеб и молочное), проводился накануне другого очень важного празднества славян - первого выгона скота в поле, обставленного множеством заклинательных обрядов с приговорами:

ЛЕЛЯ-ДЕВА КРАСНА-ЗЕЛЕНА ВОДАМИ БУРЛИ БЛАГАМИ ДАРИ ВОСПРЯНИ В МОЧИ МАРУ РАСТОЧИ ЯВИСЯ СВЕТЛА СТАНИ ПРИВЕТНА ЯВИСЯ ГОЙНА ДА ХЛЕБОСОЛЬНА СНИДИ НА ПОЛЕ ТРУДАМИ СЛАВНО ЗЕЛЕНА-ВОДНА ДЛИННОРУКАВНА БЕЛОМУ СВЕТУ ПРИВЕДИ ЛЕТО МЛАДА ЯРИЛУ ЛАДОЮ МИЛУЙ! СЛАВА!

Затем — бегут играть с парнями в «ручейки», строят из рук «Живин мост», рекут:

ЖИВО-ДЕВО ЖИВО-МАТИ ДАЖЬБО СВЕТИ БЛАГО ДАТИ ВЕСНУ ВОДИ ЖИТО РОДИ В РУДЕ ЯРЕ ЖИЗНЕ ДАРЕ! СЛАВА! ГОЙ! 

Если перед древней масленицей, когда в природе устанавливалось весеннее равноденствие и солнце побеждало зиму, люди «закликали весну», приглашали ее, то в ярилины дни, когда уже появлялась первая трава, когда распускались деревья, можно было уже праздновать приход весны, ее ощутимое присутствие. 

От богини Мары и Живы, сестёр Лели, пошёл русский народ и все славянские народ. А Леля в памяти русов так и осталась олицетворением девичей чистоты, непорочность, любви и нежности.

Первые Русалии, Лельник — череда Святодней, предшествующих Яриле Вешнему, чародейная седмица (с 16 по 22 цветеня/апреля), посвящённая чествованию Девы Лели — юной Богини Весны и девственной Природы, бурлящих вешних вод и пробудившихся женских водяных духов — русалок-берегинь. О сию пору девы в долгорукавках без оберегов, уподобляясь русалкам, творят «вертимое плясание» на полях, не допуская в свой круг парней.

В пору двоеверия на Руси 16 цветеня/апреля отмечали Ирину (Арину) Урви Берега — начало Русалий. В народе говорили: «Ирина — Урви Берега, Разрой Берега», «Ирина — Заиграй Овражки», «Не устоять берегу против Ирининой воды». Примечали: «Если овражки заиграют и опять замёрзнут — жди помехи на урожай».

Первые Русалии — чародейная седмица с 16 по 22 цветеня/апреля-месяца, завершающаяся Лельником — Девичим праздником, отмечаемым 22 цветеня-месяца, накануне дня Ярилы Вешнего. На Первые Русалии, когда поёт Вода и расцветает Земля, вместе с пробуждением бурлящих вешних вод вслед за Юной Лелей — Дочерью Лады — приходят на Землю шаловливые Водяные Девы, пляшущие-кружащиеся в безобережных долгорукавках на лугах, ещё только начинающих покрываться первой травой... 

источник

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments