marena99 (marena99) wrote,
marena99
marena99

ВЕРБА НЕ ВМЕСТО ПАЛЬМЫ! Как подменяют наши праздники.

Автор - дубыня. Это цитата этого сообщения

Сегодня наблюдал картину праздничной суеты у церквей.

Охапками продавались и "освящались" ветки вербы, которые, якобы, заменяют пальмовые.

А пальмовыми вроде как приветствовали вход Иисуса в Иерусалим.

Почему, спрашивается, вместо пальмы вдруг - верба?

Почему не берёза, не дуб, ни что-то ещё? Потому что - сказка - ложь! 

"Солнечная энергия не бесследна для живой природы. Первыми отзываются на ее приток деревья и кустарники. Присмотритесь в это время к кронам лип и берез: они стали густо-красными, будто навели румянец. Зарделась в низинах и верба, сбросившая колпачки цветочных почек" - пишет Александр Стрижев. "Календарь русской природы".

С цветения вербы начиналась настоящая весна!  "Верба, или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы говорит, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами", продолжает М.Забылин. "Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия".

С этих дней Славяне "начинают выгонять скот в поле. В этот день скот выгоняют вербой...хозяйки и дети несут подарки пастуху, который стоит у околицы, принимает лепёшки, хлеб, яйца, драчону, творог. Вероятно, в основе нашего Егорьева дня лежит праздник в честь Велеса – скотьяго бога" - отмечает Н.Гальковский: "Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси". "Обязательным было и хлестание освященной вербой домашнего скота с целью предупредить его болезни" - (Календарные праздники и обряды Воронежской области)

Отчего же такое почтение выражалось пастуху? "Известно, что наши пастухи обыкновенно певцы и музыканты: свой досуг они заполняют игрой на дудках или же унылым негромким пением. Велес, покровитель скотоводства, считался и богом песен: в Слове о полку Игореве Баян, назван внуком Велеса". Например, считалось, что пастухи, как приближенные к Велесу, могут договориться с навными (потусторонними) силами о защите животных от болезней и зверей (Петрухин В.Я. "Славянская мифология").

Так почему именно ВЕРБА? Потому что верба - одно из священных славянских деревьев, как отмечает В.Борейко ("Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи")
Фаминцын А . Божества древних славян. ... «стояла верба, на вербе горили свечки, с той вербы к а п л я упала, озеро стало. В озере сам Бог к у п а у с я».

Рахно К.Ю. Обереговые функции освященной вербы

К.Ю. Рахно (Опошное, Институт керамологии – отделение Института народоведения НАН Украины)
Обереговые функции освященной вербы // SALIX SONORA.  Москва: Пробел, 2011.

Обжиг гончарных изделий в Украине в начале ХХ века традиционно сопровождался магическими действиями, в которых сам гончар выступал в качестве активного начала. Он направлял особенные усилия на упорядочение огненной стихии, получение контроля над ней. При этом в качестве магических орудий использовались освященные вербные веточки.

В частности, в Опошном Зеньковского района Полтавской области, начиная обжигать в горне посуду, гончар сначала ложил туда веточку вербы, освященную в Вербное воскресенье, и «хрестив горен разів двадцять» (Пошивайло 1993).

В Жорнищах Иллинецкого района Винницкой области гончары трижды обходили горн, крестили его, чтобы не поднялся ветер, чтоб хорошая тяга была, чтобы дождь не пошел, а потом разжигали огонь освященной вербной веточкой (Дмитренко 19915).

Кроме того, вербная веточка выступала оберегом в случае возникновения критической ситуации, которая представляла угрозу для обжига. В частности, в Опошном считалось плохой приметой, если во время закладывания посуды в горн или во время обжига во двор заходили посторонние люди, особенно женщины, да еще и спрашивали: «Чи немає брачку?» В таком случае гончар ужасно волновался, чтобы, случаем, не «зглазили», «не наврочили», опять подбрасывал в печь веточку освященной вербы и несколько раз крестил кабыцю – камеру, куда складывалась посуда (Пошивайло 1993).

И оберегали ВЕРБОЙ ритуально не только домашних животных, но и членов семьи: "Основным ритуалом этого праздника было «хлестание» вербой всех членов семьи. Считалось, что это придавало здоровья, очищало духовно и предохраняло от болезней. Во время «хлыстания» приговаривали:

«Верба хлёст, бей да слёз.
Первая - на счастье,
Втарой - на причастье,

Третья - на здаровье» (с. Нижняя Ведуга Семилукского р-на);

«Верба хлёст - бей да слёз. Вербай крясти - больше расти.
Ню мирай, дажидай краснава яичка» (с. Россошки Репьёвского р-на).

"Почитание умерших предков в этот праздник выражалось в посещении кладбища, чтобы поставить вербы на могилы" - (Календартные праздники и обряды Воронежской области)

ВЕРБА растет преимущественно вблизи водных источников. А они, в свою очередь, почитаются Славянами как путь, дорога, в мир иной, в мир Нави. Поэтому на вербных прутиках, особенно в эти весенние дни, загадывали желания, делали наузы, ворожили. 

Что же делать с ветвями Вербы дальше? Предлагаются два варианта:

1. Если Вы хотите избавиться от чего-то в себе или своих родных, близких (например, болезни, череды неудач, негативных черт характера), сделайте на ветке или ветках Науз (описания их есть в сети). Конечно, с наговором. После чего пустите эти ветки по реке или бросьте в костер.

2. Если Вы хотите получить что-то, также сделайте Науз с наговором своего желания (сил, здоровья, суженого, денег...) и храните этот оберег в своем доме до следующей весны.

Так что ветки ВЕРБЫ, почитаемого славянского дерева, способны постоять сами за себя, принести очищение, здоровье и удачу безо всякой подмены пальмовых листьев. И отметим: нигде в Библии нет Божьего указания святить ветки пальмы, и тем более вербы! Для чего это делают в РПЦ, я думаю, Вы догадались.

Освященная веточка вербы была очень распространенным оберегом у славян.

Обычай освящения ее в «праздьникъ вьрбны» – воскресенье перед Пасхой – очень давний, о нем вспоминает уже Изборник 1073 года. Важно подчеркнуть, что, хотя христианство не приписывало освященным предметам чудодейственную силу, в традиционной культуре сакральный материал использовался в разных, в том числе магических, целях.

В таком контексте употребление освященных веток вербы среди населения Восточной Европы впервые упомянуто в Вольфенбюттельской Постилле в 1573 году. В этом источнике отмечено использование вербы в гаданиях, втыкание скрещенных веток над дверью, окнами или воротами (Срезневский 1893; Мардоса 2007).

Согласно Румянцевскому сборнику 1754 года, люди, которые волхвуют, «вербу въ стѣну втыкаютъ» в качестве оберега – «въторгнетъ да не умретъ того лѣта» (Буслаев 1861; Гальковский 1913).

Следует полагать, что имелась в виду смерть от молнии. В апотропеической перспективе использования вербы целесообразно выделить две формы: долговременную и ситуативную. Долговременная апотропеическая форма была основной и наблюдалась в тех случаях, когда человек использовал освященную вербу с целью обеспечить на весь год, до будущего Вербного воскресенья, здоровье животным, членам семейства и тому подобное, а также защита жизненно важных объектов: дома и хозяйственных зданий – от влияния стихийных бедствий и других напастей.

В день праздника после освящения вербы выполняли обряды с ней. Ветки помещали в определенное место: в красном углу избы, в углах жилых или хозяйственных зданий, под крышу дома, за балки. В первую очередь верба использовалась в качестве отгонного средства при охране зданий от грозы, молнии. «На Вербницю верби свотимо, вербочку поставиш, кажуть, Перун не битиме» – объясняли в селе Речица Ратновского района Волынской области (Толстая 1984).

Вербная веточка имела стойкий религиозно-магический статус, который закрепился еще в дохристианские времена. Употребление свежераспустившейся ветви вербы, по мнению исследователей, намного древнее христианства (Грушевский 1993). Хранили ее украинцы и их соседи за иконой или же заткнутой за сволок. Прикрепляли ее также к разным местам дома в полной уверенности, что ветки вербы могут оберегать дом, хозяйственные постройки и подворье от весенних гроз, грома и молнии, а также от нечистой силы.

С этих же соображений вербу втыкали где-либо на пасеке. В народной культуре верба функционирует как важный обрядовый инвентарь. Во многих местностях кусочек освященной вербы клали покойнику в гроб. В частности, освященную вербную ветку клали в гроб повивальной бабке, чтобы было чем отгонять потерчат.

Основной целью в ситуативной апотропеической форме было превентивное использование вербы перед лицом реальной опасности. Такая ветка, брошенная против ветра, отводила бурю с громом. Во время бури с градом освященную в Вербное воскресенье веточку держали в руке. Взмахивали освященной вербой в направлении грозовых туч и этим якобы отводили громы и град. «То верба, що на Вербний неділі возмеш, то за Богами або за стволоком щоб стреміла, – то грім не вдарить».

Применение дыма от нее могло быть как самостоятельным, так и дополняющим долгосрочную апотропеическую форму актом. «Як гремить, до кадять вербою святою». Вербу ставили в угол или сжигали под печью. На Закарпатье и Лемковщине в случае грозы освященную вербу бросали в огонь, говоря: «Як з сего дим розходит, так би ся на небі тото розошло!». Она должна была отвести грозу, утихомирить ее. Дым от освященной вербы должен был также помешать черту спрятаться от грома в дымоходе.

В случае града ветви свяченой вербы выбрасывали на улицу – «щоб град зупинився». Иногда с этой целью освященную вербу жгли. Вербу в Украине также бросали в пожар, чем уменьшали, за поверьем, большую разрушительную силу огня.

Белорусы на праздник крестили вербой окна и двери, чтобы уберечь здания от грома, грозы, молнии (Мардоса 2007). При приближении грозы ставили возле иконы кусок освященного хлеба или ветку вербы и молились пророку Илье, а дополнительно зажигали громничную свечу и обкуривали помещение вербой. Во время грозы брали в руки вербу, крестились и молились, бросали в сторону тучи вербные веточки, которые еще от Вербного воскресенья торчали за божницей (Шейн 1902; Мардоса 2007). А при пожаре, чтобы уберечься от огня, били вербой каждый угол в доме (Булгаковский 1890).

У белорусов грозовую ночь называли «Вербна» (Агапкина, Топорков 1989). Они считали, что огонек освященной вербы имеет огромную силу и помогает от града, вызванного черным знахарем, – достаточно только вербу зажечь и поставить на то окно, со стороны которого надвигается туча (Ненадавец 2002). Во время града освященную вербную веточку выносили из хаты во двор (Никифоровский 1897).

Болгары также жгли освященную вербу от грозы и града, хорваты сжигали мелкие ветки вербы, а большой пылающей вербной веткой хозяйка дома крестила грозовую тучу, чтобы та рассеялась (Усачева, Агапкина 1995).

У хорватов и белорусов вербные ветки, освященные в Вербное воскресенье, также хранились в домах, чтобы уберечь их от громового удара, а у чехов «košičky» (почки) и ветки освященной вербы бросали в огонь во время грозы. На основании всех этих обрядов Александр Афанасьев, Александр Потебня и другие исследователи считали вербную ветку воплощением молнии Перуна 

С XIV века известно о языческом чествовании «Верьбныя пятницы» (Мансикка 2005).

В весенних языческих ритуалах (Вербна субота, Вербна неділя, Вербич, Верба украинской обрядности ХІХ-ХХ веков) верба – символ роста, она первой оживает весной (как обладатель мировых вод Перун); раньше других деревьев распускает почки, ею били, чтобы повлечь по аналогии рост детей или скота во время первого выгона на пастбище. Били «до сліз»: слезы – магическое подобие дождя, семантически они ему близки; пролитие слез обеспечивает дожди на будущие посевы и в то же время очищение от темных сил.

Ритуальное битье вербными ветками – акт, который имел целью вызывание осадков, здоровья и плодовитость. Такие обрядовые действия входили даже в древние церемонии инаугурации. Христианский ритуал переосмыслил эту вербную магию в обычай проливания слез на пучок зелени для «смывания грехов».

Однако обрядовое битье веткой животных и людей явно выражало пожелание благотворительного влияния языческих божеств. Следы достаточно архаичных представлений всплывают в приуроченных к Вербному воскресенью народных обрядах, о которых исследователи говорят так:

«… Смысл обряда заключался не в этих поздних напластованиях, возникших под церковным влиянием, а в прикосновениях вербой к людям и скоту. Древнее дохристианское происхождение этого обычая несомненно. Ясен и его смысл – здоровое, расцветающее дерево должно было как бы передать здоровье, силу и красоту человеку или животному...

Смысл наносимых вербой ударов ясно раскрывается в украинских приговорах, окончание которых звучит как заклинание:

...Будь великий, как верба,
А здоровий, як вода,
А богатий, як земля…

Сходные приговоры были и у белорусов» (Соколова 1979; Максимович 1877). Как видим, вода соотносится здесь с понятием здоровья (а именно от Перуна зависела продолжительность человеческой жизни), а земля – с богатством. Такую магическую перспективу создавали удары Перуновой лозой (Іванченко 1991).

Вегетативная сила дерева колдовским образом, при помощи прямого контакта, должна была передаться живым существам. А очистительный огонь Перуна должен был подарить им здоровье. Из-за своего языческого происхождения обряд битья вербной веткой у украинцев кое-где вплоть до начала ХХ века преследовался властью (Бондарь 2003).

источник

Серия сообщений "Астрология, праздники, календари":
Часть 1 - Сварожий круг
Часть 2 - День солнцеворота
...
Часть 29 - ВЕШНИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ СЕДМИЦА)
Часть 30 - ПРАЗДНИКИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН: ПЕРУНОВА СТРЕЧА
Часть 31 - ВЕРБА НЕ ВМЕСТО ПАЛЬМЫ! Как подменют наши праздники.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments