marena99 (marena99) wrote,
marena99
marena99

Славянские обереги из лаптей и глиняной посуды.

Автор - дубыня. Это цитата этого сообщения

Славянские обереги для домашних животных.

Обратимся к вопросу о материале для изготовления изучаемых «оберегов».

Использованная крестьянская обувь нередко выступала в качестве одного из элементов амулетов.

Чаще всего функции последних рассматривались в связи с поверьями о таком персонаже русской демонологии, как «домовой» («дворовой»). 

Согласно мифологическим представлениям русских данный представитель «нечистой силы» выступал в образе старика с длинными волосами и бородой, одетого в крестьянские штаны, рубаху и ветхие лапти.

Считалось, что он следит в отсутствие хозяина на дворе за состоянием животных, и, при необходимости, кормит и охраняет их.

Для «заведения» домового в крестьянских дворах Владимирской губернии вешали его любимую обувь – поношенные лапти («ошметки»), количество которых нередко достигало в одном дворе 10-20 пар.

В Мышкинском районе Ярославской области было распространено следующее поверье:

«Во дворе вешали под нашесть к курицам лапоть плетеной. А над воротами икону вешали – Хозяина звали. Кто этого не сделаёт, у того скотина падёт…Дворовой на дворе живёт. Не пондравится ёму чего – скотина болеёт. 

Кто для нёго икону вешал, а у нас против самыех ворот над курицам лапоть висел. Я раз спросила у мамы: «Для чего?» – «Для дворового!».

В приведённом тексте, раскрывающем роль «дворового» как покровителя домашних животных, обращает внимание мотив использования в качестве «приманки» для «духа» не только лаптя, но и иконы, функции которых в данном случае являлись тождественными.

Для сооружения амулета лапти могли использоваться вместе с другими предметами.

Так, в Костромской губернии начала XX в., чтобы домовой не портил скотину, в хлеву сооружали «Бога», состоявшего из поношенного лаптя и разбитого горшка. В лапоть клали куриный помёт и затем приглашали домашнего духа: «Вот тебе, дедушка, Бог, яму молися, а над скотиной не дурися».

Известно, что в Рыбинском уезде Ярославской губернии для того, чтобы защитить куриц от беспокойства, доставляемого «куриным дворовым хозяином кикимором», во дворе вешали худой лапоть и «рыло», отколотое от рукомойника или «топника»-горшка, в котором топили масло.

Любопытно в приведённом поверье упоминание «кикимора». Действительно, «кикимора» (название нередко употреблялось в мужском роде «кикимор») являлась одним из персонажей русских верований.

Материалы этнографии XIX – начала XX вв. говорят об амбивалентном характере образа данного представителя «нечистой силы». С одной стороны, кикимору считали «злым» домовым7, представляли существом в виде старухи, занимающейся по ночам прядением и «портящей» домашних животных8. В других местах расселения русских, например, в Пошехонском уезде Ярославской губернии, она выступала супругой домового, нередко оказывающей помощь женщинам в домашних делах.

По нашему мнению, лаптей и глиняной посуды обнаруживает связь с обрядами «перевода» домового из старого дома на новое место.

Приведем их описания в регионах Верхневолжья в XIX – начале XX вв.:

«При переходе на новое место, на старый двор ходят с лаптем и ведут в нем домового»;

«…старшая в семье женщина брала из печи угли, клала их в новый горшок и со словами «батюшка домовой, пожалуй на новоселье» несла их в новый дом, где и высыпала в новую печь; горшок тут же разбивался.

За первой женщиной шли другие члены семейства с петухом и кошкой».

В связи с использованием глиняной посуды в дворовых амулетах обратим внимание на следующий факт.

Известно, что в Ростовском уезде Ярославской губернии для предупреждения «заразы» скота, во дворах над нарисованными крестами вешались «кувшинчики» с дёгтем и ладаном (каждого в количестве «не более и не менее одного фунта»), которые должны были постоянно перемешиваться.

Интересно в этом случае наличие регламентации исполнения обряда: церемонии выбора места для описанного устройства («Надобно…измерять вдоль и поперёк весь двор и на самой средине двора начертить крест») и количества помещаемых веществ («не более и не менее одного фунта»).

С другой стороны, обратим внимание на факт использования здесь апотропейных веществ (дёгтя и ладана) и символов (креста). Названные факторы позволяют характеризовать данный обряд как магический.

А.В. Киселёв  Амулеты в русских дворовых постройках Верхневолжья XIX-XX вв.

источник

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments