marena99 (marena99) wrote,
marena99
marena99

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ВОЛШЕБНЫХ ПОДАРКОВ ИЗ РУССКИХ СКАЗОК

Скоро Новый год, сегодня речь пойдет о подарках. 
 
Конечно, не о тех, что дарит Дед Мороз, а о тех, что дарит Герою самая древняя дарительница - Баба Яга
 
А в качестве "десерта" приведу одну из самых потрясающих историй, которые я слышала в своей жизни. 
 
Гусли-самогуды
 
Гуслями в древности назывались все без исключения струнные инструменты. В частности, лира, атрибут Аполлона – это лишь разновидность гуслей. 
 
Семиструнный инструмент отражает числовую гармонию, лежащую в основе вселенной, где семь струн представляют семь планет, названных именами богов. Игра гусляра – это голос семи богов-демиургов, воплощающих в Яви волю Всевышнего Рода. 
 
Музыка является связующим звеном между материальным и духовным началом: она одновременно вещественна – осязаема и абстрактна – бесплотна. Подчиненность музыки фундаментальным законам и, в то же время, то поразительное разнообразие, которое дают всего семь нот, делают ее, пожалуй, наилучшим образцом мироздания. 
 
Таким образом, этот подарок Бабы Яги позволит герою, во-первых, выражать свои чувства в вещественном мире, воплощать свои душевные порывы в осязаемой действительности, а во-вторых, слышать волю богов, то есть голос Самости, быть ее со-творцом и соавтором. 
 
Казалось бы, это и есть то, для чего Герой отправился в путь, зачем идти еще куда-то, с кем-то биться, кого-то спасать? 
 
Но, как мы помним, подарки Бабы Яги пригодны к употреблению только в Нави. 
Это значит невозможность беспрестанно слышать «голоса богов» в Явном мире, вернее, невозможность находиться в Явном мире в то время, как ты слышишь «голос богов» – ты либо здесь, либо там. 
 
А ежели между этими мирами в психике отдельно взятого человека происходит путаница, из Яви ему торжественно вручается диагноз «шизофрения», ну или, в крайнем случае, можно выбрать карьеру юродивого или отшельника. Ты либо в сознании, в вещественном мире и ориентирован на внешнее, материальное, на связи с другими, либо в бессознательном, чувственном, творческо-сказочном. 
 
Пребывание во втором мире – в Нави или в Тридесятом царстве, где только и можно расслышать музыку волшебных гуслей, опасно затягивать на долгое время, ибо есть вероятность больше не вынырнуть на поверхность, не возвратиться в Явный мир. Перефразируя Ницше, если слишком долго всматриваться в бездну, бездна может посмотреть в тебя. 
 
Однако это вовсе не то, что нужно Самости. Боги заинтересованы в том, чтобы ты, услышав их волю из глубин бессознательного, поднялся на Белый свет и воплотил их замыслы наяву – во благо себе и людям. 
 
В этом и есть подвиг Героя – обновить Явный мир, сделать его лучше. При этом масштабы обновления не бывают несущественными, масштабы – это всего лишь категория Сознания. Поэтому, для кого-то это изобретение perpetuum mobile, для кого-то новый рецепт оладий, для кого-то рождение ребенка, для кого-то вдохновляющая фраза, вскользь брошенная малознакомому человеку. Кто его знает, чем все это обернется в масштабах вечности? 
 
Волшебные гусли недаром само-гуды, они играют сами по себе. Яга дарует Герою лишь возможность слышать их тогда, когда он этого захочет, и, самое главное, различать в абсолютно хаотичном для нетренированного уха сонме звуков соответствующую текущей ситуации мелодию, которая, будучи распознанной, далее сама упорядочит события, закружит в танце Морского Царя или Царевну Несмеяну, соберет к закату диких кобылиц. 
 
В нашем материальном мире это означает возможность слышать голос Самости, погружаясь в мир бессознательного во время медитации, практики активного воображения, творческого созидания. 
 
Услышать новую мелодию волшебных гуслей – значить постигнуть настоящие, важные связи в текущих жизненных обстоятельствах, что прежде казались хаотичными и бессмысленными. А сделать это довольно просто. Нужно всего лишь на всего честно, не умом, а сердцем, ответить на вопрос: какова общая цель и смысл у всех Ваших последних невзгод, жизненных коллизий и неожиданных непринятых сюрпризов? 
 
Полотенце
 
Рушник, который дарит Яга, на самом деле является мостом, стоит герою перекинуть его через огненную реку. Ткань – собственно простым отрезом которой и является полотенце, как утверждает Словарь Символов, соотносится с идеей роста и приумножения, а также с представлениями о взаимосвязи элементов, пассивного и активного – основы и уткá. 
 
Стоит Герою бросить полотенце через реку, активные волокна становятся опорами, а утки – поперечными досками моста. 
 
Французский философ Рене Генон видит в ткачестве эквивалент вертикали и горизонтали «космического креста» – духа, вовлеченного во время и пространство, где вертикаль означает различные ступени бытия, а горизонталь – степень развития этих ступеней . Что ж, дух – архетип, воплощается во времени и пространстве исключительно посредством человеческих деяний. 
 
Однако в данном случае особенный интерес представляет именно метонимические свойства подарка Бабы Яги. 
 
Метонимия – термин лингвистический, обозначающий фигуру речи, в которой одно слово заменяется другим, имеющим какую-либо связь (пространственную, временную и т.п.) с замещенным предметом, например: «я три тарелки съел», «зал взорвался аплодисментами», «город спал». 
 
Но что есть речь, как ни отражение мышления? А мышление, в свою очередь – одно из высших проявлений психического. Особенностью мышления является способность получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть восприняты непосредственно. 
 
Это качество мышления осуществляется посредством таких навыков как аналогия: дедукция (вывод, в котором частное заключение выводится из общего) и индукция (когда, напротив, общее положения выводится из частного). 
 
Таким образом, метонимия, как способность к абстракции, прежде всего, психологический процесс: уразумев ткацкий принцип переплетения основы и утка, «космического креста» – взаимодействия горизонтали с вертикалью, ты можешь отныне строить мосты, акведуки, понтоны и т.д. и т.п., одним словом все, что соединяет «разные берега», помогает налаживать связи между предметами, явлениями и событиями, казавшимися ранее несовместимыми. 
 
Что все это значит в реальном мире, в котором живем мы с вами? Простите, я забыла сказать, что Герой уже видал полотенца и до встречи с Бабой Ягой, она лишь напомнила ему о принципе метонимии. 
 
Это я говорю к тому, что любая макромодель – всего лишь увеличенный аналог чего-то малого, уже хорошо знакомого, единственная проблема состоит в том, что наше Сознание до встречи с Колдуньей не замечает связи, сходства по общим признакам. 
 
Авдотья хотела замуж за своего коллегу Артемия Осьминогова, за которого, нужно сказать, хотели замуж все молодые сотрудницы их отдела. Осьминогов же оставался в равной степени ко всем обходительно-равнодушным. Что было предпринять влюбленной Авдотье, для которой замужество с вожделенным коллегой казалось чем-то столь же далеким и недосягаемым, как Остров Буян или Тридесятое царство для Ивана царевича? Конечно, сходить к Бабе Яге и получить полотенце – мост к мечте.
 
Иначе говоря, задать себе вопрос, хоть бы следующий: «А как я строила связи, удачно заводила новых близких друзей в детстве, в новом дворе, в кружке фигурного катания и в новом детском саду?» И дальше Авдотья вспомнит, что она просто подходила к понравившимся ребятам и говорила: «Давай дружить, у меня есть домик для куклы (конструктор, журнал с фотографиями фигуристов-олимпийцев)».
 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments