marena99 (marena99) wrote,
marena99
marena99

"КОРОВЬЯ СМЕРТЬ" или народный опыт спасения от болезней

Иллюстрация Виктора Королькова
 
Русский этнограф-фольклорист, археолог и палеограф - Иван Петрович Сахаров (1807— 1863) в своих публикациях рассказывает о древнем поверье, о народном обряде, принадлежащем языческой вере наших Предков и совершаемом по осени и в феврале. 
 
Речь в нём идёт о чуме рогатого скота, олицетворённой в виде старой женщины отвратительной наружности, с руками-граблями - Коровьей Смерти. 
 
Завозят её в сёла мужики, случайно, осенью. С тех пор в селе происходит падёж скотины, вплоть до полного её истребления. 
 
Чтобы не допустить проникновения нечисти в село, проводили обряд опахивания.
 
Выглядел он следующим образом:
 
"Мужья, изъявив своё согласие, предоставляют этот обряд своим жёнам. Повещалка, женщина старая, опытная в подобных проделках, с раннего утра повещает по всем домам: пора, де, унять лихость коровью. Входя в избу, она сзывает к себе женщин и открывает им на совете задуманное предприятие.
 
Согласие всегда бывает готово, а уверенность в обряде опахивания придаёт особенную решимость. В знак согласия женщины обмывают руки водой и утирают их ручником, который носит с собой повещалка. После сего обряда она строго приказывает всему мужскому полу, от мала до велика: «не выходить из избы ради беды великия».
 
Ровно в полночь повещалка, в одной рубахе, выходит к околице и с диким воплем: «Аи! аи!» — бьёт в сковороду. На этот вызов выходят все женщины с ухватами, кочергами, помелами, косами, серпами и дубинами. Мужчины запирают ворота, загоняют скот в хлева и привязывают собак. 
 
Повещалка, сбросив с себя рубаху, со всевозможным неистовством произносит клятвы на коровью смерть. В это время другие женщины подвозят соху, надевают на нее хомут и запрягают. С зажжёнными лучинами начинается троекратное шествие вокруг всего селения.
 
Впереди всех идёт с сохою повещалка и проводит борозду межеводную, за ней следуют несколько женщин на помелах, в одних рубашках, с распущенными волосами. Сзади их идёт толпа, размахивая по воздуху кочергами, косами, серпами, ухватами и дубинами, с полною уверенностью уничтожить сими действиями носящуюся над селениями коровью смерть”. 
 
Обряд сопровождался песнями. 
 
С окончанием сего обряда все женщины расходятся по домам с полною уверенностью, что за обведённую черту вокруг селения не может пробраться коровья смерть. Горе тому животному, которое попадётся в это время навстречу неистовым женщинам: его убивают без пощады, предполагая, что в образе его скрывалась коровья смерть".
 
И прячется Коровья Смерть вдали от деревень до тех пор, пока скотина не начинает выходить, чтобы погреть бока на набирающем силы и тепла февральском солнышке. Разыскивает она, хлева, нерадивых хозяев, у которых скотина находится без присмотра и должного ухода. Тогда:
 
"Робкие поселяне тогда запирают свои хлева, а дальновидные и опытные убирают хлев лаптями, обмоченными в дёготь, с уверенностью, что такие лапти отгоняют от скота заморённую коровью смерть".
 
В такие дни обращался народ к Велесу, скотьему Богу-покровителю, славил его, да просил уберечь их скот от падежа да болезни.
 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments